Юридическая консультация - бесплатно, быстро, всем!

  • 3860 количество просмотров

Какие нововведения внесены в новую Конституцию по обеспечение прав и свобод личности?

Впервые Конституция устанавливает, что:

1. Основной закон имеет «высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны».

(прямое действие Конституции, являясь высшим проявлением демократии, означает, что ее нормы применяются независимо от того, приняты ли акты законодательства в целях конкретизации, определения правил, механизмов и процедур для их эффективного осуществления или нет).

2. «Законы и иные нормативно-правовые акты Республики Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан».

3. «Граждане и юридические лица вправе обращаться  в Конституционный суд с жалобой о соответствии Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено, и если все другие средства судебной защиты исчерпаны». 

(Закрепление в Конституции права граждан напрямую обращаться в Конституционный суд, чьи решения являются окончательными и обжалованию не подлежат, послужит важнейшей гарантией прав и свобод человека, обеспечения верховенства Конституции и закона).

Что означает институт парламентского расследования?

В целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны совместным решением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса может проводиться парламентское расследование.

Для проведения парламентского расследования на паритетных началах из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан создается специальная комиссия, осуществляющая свою деятельность в соответствии с законом.

Были ли внесены в Конституцию дополнения касательно полномочий хокимов?

Впервые Конституция четко определяет полномочия хокимов областей, районов и городов, в их числе:

  1. исполнение законов и решений палат Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров, решений вышестоящих хокимов и соответствующих Кенгашей народных депутатов;
  2. реализация мер, направленных на обеспечение экономического, социального, культурного и экологического развития территорий;
  3. формирование и исполнение местного бюджета и другие.

Какие важнейшие приоритеты конституционной реформы?

1. Значительно усилены гарантии обеспечения прав и свобод человека путем закрепления на конституционном уровне общепризнанных институтов «хабеас корпус», «правила Миранды».

В частности, впервые в Основном законе закреплено, что:
  • все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного, что является гарантией реализации важнейшего принципа «презумпции невиновности»;
  • подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание;
  • право каждого не свидетельствовать против себя самого и близких родственников
  • При этом, в Конституции четко указывается: если признание человеком своей вины является единственным доказательством против него, он не может быть признан виновным или подвергнут наказанию;
  • арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов
  • каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда;
  • никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска жилища допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда;
  • без решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов, лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания;
  • лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности;
  • судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников.

2. Установлено, что каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также требовать исправления недостоверных данных, уничтожение данных, собранных о нем незаконным путем или более не имеющих правовых оснований.

3. Гарантировано каждому лицу право пользоваться помощью адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица – с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения.

  • Усилены государственные гарантии по обеспечению потерпевшим защиты, доступа к правосудию и созданию условий для возмещения нанесенного им вреда.

4. Определяется право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом

  • Каждому для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантировано право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, в установленные законом сроки.
  • Каждый вправе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Каков порядок принятия законов согласно новой Конституции?

Закон приобретает юридическую силу, когда он принимается Законодательной палатой, одобряется Сенатом, подписывается Президентом Республики Узбекистан и публикуется в официальных источниках в установленном законом порядке.

Закон, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, не позднее 10 дней со дня принятия направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Закон рассматривается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан в течение 60 дней и в случае одобрения не позднее 10 дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
В случае, если Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в течение 60 дней не принял решения об одобрении или отклонении закона, он направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
Президент Республики Узбекистан в течение 60 дней подписывает закон и обнародует его.


Закон, отклоненный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, возвращается в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Законодательная палата большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
По отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону Законодательная палата и Сенат на паритетных началах могут образовывать из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. При принятии палатами предложений согласительной комиссии закон подлежит рассмотрению в обычном порядке.


Президент Республики Узбекистан вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан.

В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон подлежит подписанию Президентом Республики Узбекистан в течение 14 дней и обнародованию.
Опубликование законов и иных нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения

Chat