Размер шрифта
Вид
Впервые Конституция устанавливает, что:
1. Основной закон имеет «высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны».
(прямое действие Конституции, являясь высшим проявлением демократии, означает, что ее нормы применяются независимо от того, приняты ли акты законодательства в целях конкретизации, определения правил, механизмов и процедур для их эффективного осуществления или нет).
2. «Законы и иные нормативно-правовые акты Республики Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан».
3. «Граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой о соответствии Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено, и если все другие средства судебной защиты исчерпаны».
(Закрепление в Конституции права граждан напрямую обращаться в Конституционный суд, чьи решения являются окончательными и обжалованию не подлежат, послужит важнейшей гарантией прав и свобод человека, обеспечения верховенства Конституции и закона).
В целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны совместным решением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса может проводиться парламентское расследование.
Для проведения парламентского расследования на паритетных началах из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан создается специальная комиссия, осуществляющая свою деятельность в соответствии с законом.
Впервые Конституция четко определяет полномочия хокимов областей, районов и городов, в их числе:
- исполнение законов и решений палат Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров, решений вышестоящих хокимов и соответствующих Кенгашей народных депутатов;
- реализация мер, направленных на обеспечение экономического, социального, культурного и экологического развития территорий;
- формирование и исполнение местного бюджета и другие.
1. Значительно усилены гарантии обеспечения прав и свобод человека путем закрепления на конституционном уровне общепризнанных институтов «хабеас корпус», «правила Миранды».
В частности, впервые в Основном законе закреплено, что:
- все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного, что является гарантией реализации важнейшего принципа «презумпции невиновности»;
- подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание;
- право каждого не свидетельствовать против себя самого и близких родственников.
- При этом, в Конституции четко указывается: если признание человеком своей вины является единственным доказательством против него, он не может быть признан виновным или подвергнут наказанию;
- арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.
- каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда;
- никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска жилища допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда;
- без решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов, лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания;
- лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности;
- судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников.
2. Установлено, что каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также требовать исправления недостоверных данных, уничтожение данных, собранных о нем незаконным путем или более не имеющих правовых оснований.
3. Гарантировано каждому лицу право пользоваться помощью адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица – с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения.
- Усилены государственные гарантии по обеспечению потерпевшим защиты, доступа к правосудию и созданию условий для возмещения нанесенного им вреда.
4. Определяется право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
- Каждому для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантировано право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, в установленные законом сроки.
- Каждый вправе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Закон приобретает юридическую силу, когда он принимается Законодательной палатой, одобряется Сенатом, подписывается Президентом Республики Узбекистан и публикуется в официальных источниках в установленном законом порядке.
Закон, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, не позднее 10 дней со дня принятия направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.Закон рассматривается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан в течение 60 дней и в случае одобрения не позднее 10 дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
В случае, если Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в течение 60 дней не принял решения об одобрении или отклонении закона, он направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
Президент Республики Узбекистан в течение 60 дней подписывает закон и обнародует его.
Закон, отклоненный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, возвращается в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Законодательная палата большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
По отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону Законодательная палата и Сенат на паритетных началах могут образовывать из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. При принятии палатами предложений согласительной комиссии закон подлежит рассмотрению в обычном порядке.
Президент Республики Узбекистан вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан.В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон подлежит подписанию Президентом Республики Узбекистан в течение 14 дней и обнародованию.
Опубликование законов и иных нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения